HotLog Лошади и конный спорт Животные TopCTO Животные Rambler's Top100 КОНЕтоп be number one Рейтинг@Mail.ru ZooMaxTop top 10
На предыдущую страницу

О подковах.

Государственный стандарт на "Подковы конные" (ГОСТ 54/08-77) является документом, определяющим качество, размеры, правила приемки и упаковки подков. Стандартные подковы изготовляются из стали определенной марки, профиля и качества. Качество этой стали позволяет изменять контур подковы без предварительного ее нагревания, т. е. производить холодную пригонку подков.

В готовом виде подкова представляет собой пластинку, изогнутую по форме подошвенного края роговой капсулы копыта. На подкове различают:
1) две ветви-наружную и внутреннюю
2) две поверхности - верхнюю и нижнюю
3) два края (боковые поверхности) - наружный и внутренний
4) гвоздевую дорожку, 5) гвоздевые отверстия
6) отворот.

Кроме того, подкову делят на части, соответствующие делению копытной стенки:
1) переднюю, или зацепную
2) боковые
3) задние, или пяточные.

Верхняя поверхность подковы состоит из двух частей - наружной и внутренней. Несколько большая наружная часть служит опорой для подошвенного края роговой стенки, белой линии и края подошвы копыта. Эта поверхность должна быть совершенно ровной и горизонтальной; ветви подковы должны лежать в одной плоскости Неровность и скосы верхней поверхности наружу или внутрь вызывают неплотное прилежание подковы и неравномерное распределение тяжести тела по копыту.

Бухтовка

Внутренняя часть верхней поверхности постепенно скашивается по направлению к внутреннему краю подковы и называется бухтовкой. Глубина бухтовки со стороны внутреннего края должна составлять 1/3 толщины подковы, а заканчиваться она должна на расстоянии 30 - 40 мм от концов ветвей. В настоящее время изготовляют подковы без бухтовки, с ровной горизонтальной верхней поверхностью

Нижняя поверхность подковы горизонтальна. У наружного края она имеет углубление - гвоздевую дорожку: со стороны этой поверхности происходит стирание подковы, особенно в ее зацепной части.

Иногда на нижней поверхности подковы делается скос по направлению к ее внутреннему краю (контрбухтовка). Наличие контрбухтовки способствует отбра-сыванию мелких камней, препятствует налипанию на подошвенную поверхность копыта грязи, мокрого снега, обеспечивает большую цепкость конечностей и до известной степени предохраняет лошадей от забивания.

Края (боковые поверхности) подковы (особенно наружный со стороны соседней конечности) должны быть гладкие, ровные, без выступов во избежание травматических повреждений.

Отворот подковы представляет собой тонкую полукруглую пластинку высотой 1,5 см и шириной 2 см, оттягиваемую спереди от наружного зацепного края подковы. Он несколько защищает зацепную стенку копыта от повреждений, облегчает пригонку подковы и препятствует ее смещению назад при движении лошади.

Толщина ветвей подковы должна равняться толщине роговой стенки. Ширина ветвей подковы должна соответствовать двойной ширине подошвенного края роговой стенки вместе с белой линией.

Гвоздевая дорожка пробивается у наружного края нижней поверхности подковы на 0,5-0,75 ее толщины; в ней помещаются и должны плотно заклиниваться головки подковных гвоздей. В связи с этим форма дорожки должна точно соответствовать форме головки подковного гвоздя. В зацепной и пяточной частях подковы подковные гвозди не забиваются и дорожки в этих местах не делаются.

Гвоздевые отверстия - важная деталь подковы, поэтому на их расположение, величину и форму следует обращать особенное внимание. Неправильно пробитые гвоздевые отверстия могут вызвать при подковывании повреждение тканей, расположенных под роговой капсулой. Такие повреждения называются заковкой.

Передняя и задняя подковы

Подковы для переднего и заднего копыта отличаются друг от друга по контуру, что связано с различными очертаниями подошвенного края копыт. У передней под-ковы наиболее широкая часть закругления находится посередине ветвей, у задней - на границе их средней и задней трети. Так как подошвенный край наружной половины копыта более закруглен, а внутренний более прямолинеен, то и наруж-ный край подковы закругляется больше внутреннего. Последний признак опреде-ляет также форму подковы для правого и левого копыта.

Но особых подков для правого и левого копыта заводы не выпускают. Поэтому каждой подкове придается соответствующая форма в процессе подковывания лошади.

В соответствии с размерами копыт выпускаются подковы 13 размеров: № 0, №00, №1, №2, №3, №4, №5, № 6, № 7, № 8. Номер подковы, отметка, для какой конечности она предназначена ("П" - передняя. "3" - задняя) помещаются на верхней поверхности подковы.

Для очень малых копыт подбираются подковы № 0 и №00, для небольших -№ 1 и №2, для средних - №2, №2,5, №3, для больших - остальные номера. Подковы №6, №7 и №8 употребляются для подковывания преимущественно упряжных лошадей.

Подкова

Каждому номеру подковы соответствуют определенные показатели: длина от середины зацепной части до конца ветви, расстояние между наружными краями в самой широкой части закругления, между концами ветвей, толщина и ширина ветвей подковы на различных участках, расстояние гвоздевых отверстии от наружного края подковы, определенный вес и т. д.

В зацепной части упряжных подков, начиная и № 3, пробиваются отверстия для двух шипов; это обеспечивает большую устойчивость конечностей при движении лошади.

Для подков № 0 и № 00 стандартом установлено шесть гвоздевых отверстий для подков № 1, №2 и №2, 5 - восемь, для подков № 3, № 3,5, № 4 и № 4, 5 - десять, для остальных номеров - двенадцать.

Вес подковы № 00 - 290 г, № 8 - 720 г; разница в весе подков соседних номеров составляет в среднем 30 - 40 г.

На заглавную страницу

© Азаренко Ю.О.