HotLog Животные TopCTO Животные Rating All.BY Рейтинг@Mail.ru ZooMaxTop Rambler's Top100 КОНЕтоп be number one top 10
На предыдущую страницу English version

Норикская (Пинцгауэрская)

Noric (also known by: Noriker or Norisches Kaltbult (German), Pinzgauer)

Посмотреть фотографии по теме

Норикская (Пинцгауэрская). Noric (also known by: Noriker or Norisches Kaltbult (German), Pinzgauer)

Экстерьер: прямой профиль головы, широкие ноздри, средней величины глаза; хорошие косые плечи; широкая глубокая грудь; омускуленная спина средней длины; длинные ноги с мощными подплечьями, крупные гладкие суставы, мускулистые голени и хорошие твердые копыта. Желательные промеры для жеребцов - около 155 см в холке, 23-25 обхват пясти, и 205-215 обхват груди.

Высота в холке: 142-160 см.

Вес: 670 - 725 кг.

Масть: гнедая, рыжая, вороная, чубарая и чалая.

Особенности: прежде чем Норикский жеребец станет производителем он должно успешно сдать тест на силу и скорость. Ему необходимо протянуть тяжелый груз шагом 500 метров в заданный промежуток времени. В последнее время и некоторые кобылы так же подвергаются такому испытанию.


Норикская лошадь, также известная как Пинцгауэрская, была выведена около 2000 лет назад в предгорьях Австрийских Альп.

Археологические раскопки, показали, что 600 лет до н.э. Кельты жившие на альпийских землях были лошади и некоторые их лошади были чубарые. После того, как на территории современной Австрии Римлянами была основана провинция "Норикум" (Noricum) в Центральную Европу стали завозиться римские тяжеловозы и на заре Христа возникла новая порода лошадей. Эта порода была названа в честь тогдашней римской провинции Норикум (Noricum).

В VII веке под Шарлеманье (Charlemagne) разведение лошадей тяжелых пород процветало. Первый доподлинно известный конезавод по разведению племенных Норикских лошадей в 1576 году был СклоуБ Райф под Халленом (SchloB Rief near Hallein). Коневодство тогда было в руках архиепископов Зальцбурга. На фресках известного "Pferdeschwamme" в городе Зальцбурге изображены стилизованные лошади с горбоносыми мордами и массивными телами - явно лошади холодных кровей или тяжеловозные. Многие изображения того времени показывают насколько были популярны лошади необычных пятнистых мастей и эта тенденция держалась до конца XX века.

Зальцбургские Архиепископы продолжали способствовать разведению этих лошадей и даже составляли строгие планы племенного разведения в XVII веке. Эти лошади, в основном использовались как церемониальные и парадные, и особо были популярны чубарые представители породы.

Первая экспертиза племенных жеребцов была проведена в 1703 году. В XVII веке Норикские лошади стали основными рабочими животными в сельскохозяйственном секторе. Однако фермеры скоро осознали, что те лошади, которых разводили архиепископы с целью получить наилучшую породу (то есть постоянно скрещивая с неаполитанскими и андалузскими теплокровными лошадями для получения верховых и каретных лошадей) не подходили для работы в альпийских регионах. Предпочтение снова было отдано более привычному типу тяжелых рабочих лошадей, которые были менее темпераментны в трудном ландшафте.

Со временем ландшафт, климат, почва и тяжелая работа на ферме, придали этим лошадям внешний вид и характеристики универсальной хладнокровной породы. Результатом стала тяжелая альпийская Норикская лошадь, которая в конечном счете послужила и верховой, и каретной лошадью, подошла для работы на ферме и послужила рыцарям и торговцам Средневековья.

С 1820 года, после того как церковь перестала контролировать разведение этой породы в провинции Зальцбург (Salzburg) был основан первый государственный конезавод. В последующие годы разведение Норикских лошадей испытало множество взлетов и падений. Не смотря на то, что множество таких пород как Клейдесдальская, Бельгийская, Ольденбургская, Холстеинер, испанские и неаполитанские были использованы в селекционной работе, основные усилия были направлены на то, что бы сохранить породу в чистоте. Из-за недостатка производителей часто использовались бургундские жеребцы.

В 1885 году это привело к новой экспертизе, с целью не допустить межпородное скрещивание. Основная цель состояла в том, чтобы применить строгие критерии отбора, для достижения чистоты породы и улучшения снизившегося качества Норикских лошадей.

К концу XIX века был учрежден регистр для кобыл и жеребцов. К 1903 году, в нем числилось 135 жеребцов и 1081 кобыла. Для более точной регистрации стало использоваться таврение лошадей. Пик развития регистра наступил в конце 1920-ых годах, когда баварские и австрийские селекционеры Норикских лошадей объединили свои силы, чтобы определить цели дальнейшего разведения породы. Вторая Мировая война и последующая механизация сельского и лесного хозяйства повлекли за собой неуклонное сокращение конского поголовья. Однако в середине 1960-ых годов были приняты меры по восстановлению породы. В то время как большинство Норикских лошадей были гнедыми, скрещивание с лошадьми средиземноморских пород привело к появлению необычных мастей - изабелловых, чубарых и чалых.

В настоящее время в Австрии селекция Норикских лошадей базируется на пяти породных линиях: Вулкана (Volcano), Неро (Nero), Диаманда (Diamand), Скаунитца (Schaunitz) и Элмара (Elmar). В послевоенные годы целью стала получение тяжеловозной породы - не столько крупной, сколько сильной и крепкой с оптимальным экстерьером. Половина из лошадей этой породы обладала гнедой мастью, немало было и рыжих. Чубарая масть, характерная для ранних Норикских лошадей стала редкостью.

Несмотря на проводимые тестирования, поголовье Норикских лошадей быстро сокращалось и в период 1960-1970-ых годов снизилось с 34 510 до 9 599 голов. Однако в последние годы все же был отмечен небольшой рост поголовья в связи с возродившимся интересом к холоднокровным лошадям.

На сегодняшний день промеры, вес и другие физические и биологические характеристики Норикских лошадей в своем сочетании дают лошадь, наиболее отвечающую всем требованиям к современной коммерческой лошади.

Норикские лошади отличается от других тяжеловозных и упряжных пород некоторыми характеристиками. Они обладают такими качествами, уравновешенностью и индивидуальностью которые необходимы рабочей лошади. Под влиянием суровой окружающей среды и особых требований к использованию в лесистой местности как упряжных, и как вьючных животных в горах, целью селекции стала выносливость, сила, крепость и добронравность.

Лошади этой породы не так тяжелы как Першероны или Бельгийцы и поэтому лучше всего подходили для работы в Альпийском лесу. Работа на лошадях не только более экономична, по крайней мере в некоторых областях, но также более экологически оправдана. Лошади не загрязняют воздух и не повреждают деревья и почву как тяжелая техника.

Норикские лошади все чаще и чаще становятся спортивными лошадями и используются и как верховые и для драйвинга. Это также отразилось в отклонении от первоначального, тяжелого типа лошади и переходу к лошадям с хорошим аллюром в сочетании с чувством баланса, уверенным шагом, и способностью свободно передвигаться в горах. Решение экологических проблем предполагает использование Норикских лошадей как рабочих животных в альпийских районах. Эти лошади также приобрели популярность и на туристических маршрутах, запряженные в экипажи или сани. К сожалению, поголовье этой хладнокровной породы оставляет желать лучшего.

В настоящее время приблизительно 90 % Норикских лошадей являются обладателями вороной, гнедой и рыжей масти. Остающиеся 10 % - это чубарые и чалые лошади.

Курсы по драйвингу, лоддингу, и использование этой породы как верховой, упряжной и тяжеловозной лошади увеличивают популярность Норикских лошадей. Растущий импорт чубарых лошадей из США с начала 1980-ых годов подогревает интерес к разномастным Норикским лошадям. Эти многообещающие события расширили возможности сохранения этого культурного наследия Австрии.

На заглавную страницу

© Азаренко Ю.О.